Главная > Нидерландские пословицы брейгель описание

Нидерландские пословицы брейгель описание


Но «энциклопедизм» — не открытие века Просвещения. Потребность единым взглядом окинуть интеллектуальные богатства цивилизации возникала всякий раз, едва назревал в культуре новый качественный скачок. Идеи в такие «сезоны» начинают носиться в воздухе — протяни руку и схвати самую актуальную!

Одно из проявлений этого процесса — своеобразные коллекции пословиц. Великий интеллектуал Северного Возрождения Эразм Роттердамский в 1500 году опубликовал пословицы, а также афоризмы из античных философов в своей первой книге, именно с таким названием — «Пословицы» (спустя несколько лет это издание, дополненное, будет повторено). В 1564 году Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюэле» изобразил Остров пословиц.


А меж этими датами, в 1559 году, нечто вроде Деревни пословиц создает живописец Питер Брейгель Старший — Брейгель Мужицкий. Эта картина так и называется — «Нидерландские пословицы». Само полотно небольшое, 117 на 164 см. И в таком малом пространстве художник сумел разместить более сотни сюжетов-миниатюр! Попробуем на небольшой репродукции рассмотреть хотя бы некоторые сюжеты.

Вверху слева — видите, по черепице круглые лепешки: крыша крыта пирогами — «рай дураков»! Ниже по скату — лучник «пускает вторую стрелу, чтоб найти первую» (бессмысленное упорство). Часть крыши лишена черепицы — «у крыши есть обрешетка» («у стен есть уши»).
Внизу слева мужчина в голубой рубахе — «кусающий колонны» (религиозный лицемер). Рядом дама расправляется с рогатым субтильным джентльменом: «она может даже дьявола привязать к подушке» (имеется в виду — упрямая баба победит самого дьявола).

Над этой сценой — женщина, в одной руке несущая ведро, в другой — дымящуюся головню: «у нее в одной руке огонь, в другой — вода» (что значит — она двулична и лжива).

Внизу справа — человек пытается ложкой собрать что-то выливающееся из котла: «тот, кто разлил кашу, уже не соберет всю обратно» (вспоминаете из нашего быта — «что пользы плакать над убежавшим молоком», допущенную оплошность не исправить).

В центре композиции исповедующийся под сенью: «он исповедуется дьяволу» (что означает — выдает секреты врагу). В той же исповедальне мужчина в красном колпаке «держит свечку для дьявола» (заводит друзей без разбору, льстит всем).

Тоже в центре, еще ближе к зрителю — женщина в красном платье набрасывает на плечи мужчине голубой плащ — «она обманывает его» (эквивалент: «наставляет мужу рога»). Слева от этой яркой пары — две прядильщицы: «одна прядет пряжу, другая сучит» (то есть — распускают недобрые сплетни).

Человек в белой рубахе орудует лопатой (тоже в центре, практически у нижнего края полотна): «он зарывает колодец после того, как теленок уже утонул» (принимает меры уже после того, как случилось несчастье). Справа от этой миниатюры — мужчина в окружении свиней. Занимается таким привычным делом — нарушает евангельское предостережение «не бросайте жемчуга перед свиньями» (бесплодные усилия).

Вверху, на башне — мужчина «бросает перья по ветру» (бесцельная работа). Его приятель тут же «держит плащ по ветру» (меняет свои взгляды в соответствии с обстоятельствами). В окошке башни женщина — она «глазеет на аиста» (попусту тратит время).

Лодка в верхнем правом углу — для того, чтоб напомнить о пословице «легко плыть по ветру» (легко добиться успеха при хороших условиях). А лодка с гребцом несколько ниже — напоминает о пословице «тяжело плыть против течения» (требует ли это пояснений о том, что трудно не желающему мириться с общепринятым!).

Персонажи миниатюр, составляющих картину, висят между небом и землей; бросают деньги в воду (по-русски — сорят деньгами); бьются головой об стену; кусают железо (болтуны!); загораживают сами себе свет; садятся меж двух стульев или на горячие уголья; водят друг друга за нос…

Щеголь в розовом плаще (на переднем плане) вращает на пальце земной шар — «мир вращается на его большом пальце» (все пляшут под его дудку)! А у его ног — оборванец на четвереньках пытается влезть в подобный же шар — «приходится кланяться, чтобы преуспеть» (если хочешь многого достичь, приходится быть неразборчивым в средствах).

Обратите внимание — у левого края картины мы снова видим этот самый шар, только перевернутый: «мир вверх ногами» (все шиворот-навыворот). А над этим символом земного шара нависает задница персонажа в красной рубашке: «он справляет нужду на мир» (он презирает всех)…


Вот так, кстати, выстраивается композиция всей картины: отдельные миниатюры соединены не чисто механически, а один сюжет оказывается по смыслу продолжен и развит другим. Рассматривая персонажей, разгадывая шифр, вдруг понимаешь смысл этой сложной картины.

Оказывается, Брейгель в «Нидерландских пословицах» — вовсе не банальный коллекционер пословиц. И работа его — не развлечение для скучающего бездельника. А назидание. Нетрудно заметить, что большинство пословиц, даже из тех, что попали в мой обзор, тенденциозны, они осуждают глупое, безнравственное поведение.

Вот тут и становится понятен смысл парности в картине изображения глобуса — в нормальном и перевернутом виде. Мир картины — это перевернутый мир, в котором страшной реальностью стало то, что реальностью быть не должно. В нем так буднично, так обыденно творится не только глупость — творится следующее рука об руку с глупостью зло. Перевертыш. Опрокинутый мир. Разрушенный.

Теги: нидерланды, художники, картины, искусство



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Анализ картины Нидерландские пословицы Питера Брейгеля Как сшить шапочку для зайца тильда


Нидерландские пословицы брейгель описание Как Брейгель пословицы зашифровал? Культура, искусство
Нидерландские пословицы брейгель описание «Фламандские пословицы» Питера Брейгеля Старшего как
Нидерландские пословицы брейгель описание Мир вверх тормашками Брейгель. Фламандские пословицы
Нидерландские пословицы брейгель описание 450-летняя картина содержит более 100 пословиц, многие в
Нидерландские пословицы брейгель описание Брейгель Питер Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
Нидерландские пословицы брейгель описание Художник - Питер Брейгель Старший - «Нидерландские